Как «Артек» и Никитский ботсад внедряют СОМ

На фото: зам.директора ФГБУН "НБС-ННЦ", кандидат наук, председатель Совета молодых учёных Андрей Валдимирович Паштецкий, учитель ботаники Артековской школы Нина Фёдоровна Юсуповская

Учение с увлечением, или о том, как «Артек» и Никитский ботсад внедряют СОМ

В средней школе ФГБОУ МДЦ «Артек» развивается образовательная программа, которая проходит за пределами классов. Обучение с развлечением или?.. Узнать все подробности из первых уст мы решили у учителя биологии Нины Фёдоровны Юсуповской.

Как возникала идея организовать образовательную программу в Никитском ботаническом саду?

– В государственных образовательных программах Российской Федерации заложены идеи, связанные с поиском новых технологий и путей в образовательной деятельности не только через классно-урочную систему, но и за её пределами. Вот и возникла мысль об образовании СОМа – системы образовательного модуля, которая предоставляла некоторые возможности изучения школьных программ за пределами класса и школы на различных площадках Крыма: музеи и парки, горные вершины и пещеры, исторические места и памятники культуры и т.д.

Можем ли мы сказать, что проведение уроков в Никитском ботаническом саду является для учащихся своеобразной практикой?

– Да, для уроков биологии в двух возрастных группах: 5-х- 6-х и 10-х-11-х классов мы выбрали ботанический сад не случайно. Это учреждение с почтенной и уникальной историей, которому более 200 лет. В нём собраны не только разнообразные растения, но и с первых дней  основания Сада  перед учёными были поставлены высокие  научные цели.  В настоящее время это – Национальный научный центр, где работают специалисты, чей авторитет признают во всём мире! А для учащихся – огромные возможности расширения познаний по биологии, истории, географии и, главное, это приобщение  к современным технологиям выращивания растений, каждый может попробовать себя на лабораторном практикуме,  у самых  истоков селекционных исследований! Так что такое учреждение, как НБС даёт очень много в плане практического определения будущей профессии в жизни современных юношей и девушек. Ну, и ещё одна привлекательная деталь: МДЦ «Артек» и НБС расположены очень близко! И дружат!

Что говорят сами дети о подобной форме обучения? Как реагируют на неё, пришлась ли она им по душе?

Для ребят всё было весьма необычно. А всё новое, как известно, всегда привлекает учеников. Биологический СОМ проходит поэтапно!

1 этап начинается в «Артеке», где собрано много различных растений: декоративных, лекарственных, ядовитых, эндемики и реликты.

2 этап: продолжение знакомства в музее природы «Артека».

3 этап – заключительный, на базе НБС. У учащихся младшей возрастной группы через экскурсии завершаем формирование представлений о растительном мире Крыма, его биологических особенностях и значении. Для учащихся старшей возрастной группы 10-11 классов кроме экскурсий имеет место лабораторный практикум для знакомства с биотехнологиями, которые разрабатываются и внедряются в процессе растениеводства не только на ЮБК, но и за его пределами. Это и представляет повышенный интерес к биологии и к НБС – как носителю новых практических идей!

Сегодняшний Никитский сад, – каков он в Вашем представлении? Насколько подходящей для обучения биологии является эта площадка?

– НБС сегодня – весьма привлекательное место:  как развлекательная площадка для крымчан и приезжающих на отдых, а для меня – учителя – это ещё и образовательный центр с богатейшей практикой формирования биотехнологий в растительном мире Крыма. Ботанический сад богат своими коллекциями, необычайным оформлением, радует неравнодушием сотрудников. НБС теперь – Национальный научный центр Российской академии наук, так что учиться здесь престижно! А я мечтаю о более тесных связях с научными сотрудниками отдела генетики и селекции для расширения возможностей практической части нашего СОМа.

Кто поддерживает организацию образовательной программы СОМ?

– В первую очередь, конечно – руководство МДЦ «Артек». Много сил в реализацию проекта вкладывает Генеральный директор «Артека» Алексей Каспржак, директор СОШ ФГБОУ – Наталья Царькова. Любое начинание в образовательном процессе начинается с оформления документации: юридической, методической, финансовой, организационной. В этом вопросе большая роль у руководителя Управления организационно-методической работы Екатерины Литвиненко  и  Юрия Хелимова – начальника методического отдела МДЦ «Артек». Очень важно, что у нас есть взаимопонимание и настоящее сотрудничество  с директором Никитского ботанического сада Юрием  Плугатарём.   Важное дело мы совершаем вместе.

Проводились ли какие-то итоги этого первого опыта на официальном уровне?

– Конечно! В школе прошёл итоговый педагогический совет. СОМы осуществились не только биологические, а также по географии, истории, литературе, иностранным языкам. Собралось много материала. Возникли вопросы для усовершенствования образовательных модулей и дальнейшего внедрения в практику работы школы не только с временным контингентом детей, а с постоянным коллективом учащихся.

Какая эмоция от сделанного сегодня преобладает?

– В первую очередь – ответственность! За то, что это всё новое, мы пробуем свои возможности,  привлекаем большое количество учеников, вожатых, работников дополнительного образования, экскурсоводов НБС, как партнёров нашего большого дела. Во-вторых – удовлетворение! Многое из задуманного – воплотилось! Дети воспринимали занятия в ботаническом саду на позитиве: у каждого собралось  много видео  и дополнительных материалов, пополнился информационный багаж. А такие высказывания, как: «Я не любила биологию. В НБС так красиво, я много узнала, а на практической части мне очень понравилось осуществлять сбор пыльцы цветков – это так необыкновенно! Захотелось стать селекционером!» (г.Севастополь). «Хорошо, что Крым стал российским! Вон сколько людей приезжает сюда посмотреть на эту красоту!» (г.Томск).

Да, определение своей будущей профессии, своего мировоззрения и взглядов благодаря «Артеку» в сотрудничестве с Никитским ботаническим садом – это, конечно, дорогого стоит! Значит мы сработали не зря!

Валерия Дорохова

 

Просмотров: 5 131

Оставить комментарий