Никитский ботанический сад в Крыму – один из самых старинных в мире. Ему более двухсот лет. Он был создан в 1812 году во время Отечественной войны с Наполеоном. Император Александр Первый считал, что даже во время войны надо думать о великом будущем России, создавать сады и развивать науку. Никитский сад был заложен как научное учреждение при императорской Академии наук и остаётся таковым по сию пору, только сейчас он Национальный научный центр Российской Академии наук.
Никитский сад имеет несколько подразделений, и одно из них – это заповедник «Мыс Мартьян», где произрастают аборигенные и эндемичные растения Южного берега Крыма. Мы совершили поход под руководством старшего научного сотрудника сада, кандидата биологических наук Екатерины Степановны Крайнюк, которая работает здесь 40 лет.
Сразу же в глаза бросается необычное дерево – земляничник мелкоплодный. Он так называется, потому что осенью на его ветвях созревают плоды, внешне похожие на землянику. За ярко красный цвет коры его называют ещё коралловое, или кирпичное дерево. Летом оно сбрасывает кору и стоит совершенно голое, оливкового цвета, а красные лохмотья валяются на земле или свисают со стволов. Поэтому в народе дерево называют ещё и бесстыдницей.
Мы увидели несколько видов дубов – черешчатый, пушистый и каменный. Пушистый называется так потому, что оборотная часть листа у него опушена – покрыта мягким пухом. А каменный внешне вообще не похож на дуб. Листья у него узкие, продолговатые, ствол тёмный, а плотность древесины настолько высокая, что она тонет в воде, как камень.
На Мартьяне произрастает несколько видов можжевельников – высокий, колючий, или дельтовидный. Это целебное растение, способное даже вылечить туберкулёз.
Из хвойных там часто встречается ещё сосна крымская. Из-за сложного ландшафта они здесь невысокие, кривые и часто растут прямо на камнях и крутых откосах.
Нам было трудно идти по заповеднику из-за держи-дерева колючего, которое хватало нас за ноги и рвало одежду. Говорят, что на голове у Христа был венок не из тёрна, а из такого дерева. А ещё нам мешала очень цепкая иглица колючая. Но мы прошли!
На Мартьяне можно встретить удивительное растение – ладанник крымский. Если его растереть между пальцами, то можно почувствовать запах ладана, как в церкви. Купина неопалимая, или ясенец, – очень необычное растение: он окружён эфирными маслами, и если поднести спичку, то они вспыхнут, а лист останется невредимым. Мы проверять не стали, чтобы не устроить пожар. И нюхать нам его запретили: все части растения ядовиты. Рядом росло дерево ясень с похожими листьями. Не дай бог перепутать!
Ещё мы позанимались палеонтологией и археологией. С помощью Екатерины Степановны мы нашли прямо на дорожке множество окаменелостей – предположительно нуммулитов, древних организмов, которые жили здесь многие миллионы лет назад, когда на этой территории было дно моря. А также узнали, что здесь находился исар Рускафиль-кале – крепость древней Таврики.
Когда мы поднялись на скалу, которая до этого нависала над нами, то нам открылся красивейший вид на окрестности. А ещё мы познакомились с сотрудниками лесной охраны и их суровыми помощниками – собаками Гердой и Диком. Они выглядели добрыми, но гладить их нам не разрешили. Зато мы перегладили всех кошек в Никитском саду, а их там видимо-невидимо.
Марья Афанасьева, 11 лет, юный биолог. Школа № 827, г. Москва.
Просмотров: 2 184