Константин Фролов, поэт, музыкант, певец, заслуженный артист Республики Крым, член Союза писателей России, лауреат государственной премии в области литературы, лауреат Фатьяновского фестиваля песни и поэзии, обладатель «Золотого соловья»
«Сам Бог здесь поселиться рад…
«Никитский сад живописен необыкновенно»
Впервые мне довелось побывать в Никитском саду в 1969-м году, мы приехали сюда отдохнуть из Воронежа вместе с родителями. В 1975-1977 годах вместе с женой я работал вожатым в «Артеке» и, конечно, тоже бывал в Никитском саду. Будучи директором, главным редактором Ялтинской киностудии любил делать репортажи из Никитского сада. Здесь же снимал и свой авторский музыкальный фильм «Белые стаи». Сегодня это изумительное место для меня – одно из самых любимых и притягательных…
Летом 2014 года в НБС была возрождена традиция проведения воскресных музыкально-литературных вечеров, цикл которых назвали «Сад сердца». Открыли тогда эту серию концертов на Летней эстраде Константин Фролов и Вера Петровская. Они же закрывали сезон. В 2015 г. ситуация повторилась, эта пара стала для культурной жизни Сада своеобразным талисманом. Представляем: заслуженный артист Республики Крым, лауреат государственной премии в области литературы, лауреат международной премии имени Николая Гумилёва, лауреат литературной премии Александра Куприна, лауреат международного музыкального конкурса «Романс ХХI века» на канале «Культура», поэт, композитор, путешественник, философ, драматург Константин Фролов – коротко о главном.
Никитский сад – любимый и притягательный
Так получилось, что впервые я увидел Никитский сад с самыми родными людьми, моими родителями, в 1969-м году. Второе моё появление в нём тоже связано с любимым человеком: работая вожатыми в «Артеке», мы, конечно, совершали здесь романтические прогулки с моей женой Верой. Потом, во времена моего директорства на Ялтинской киностудии, были многочисленные съёмки различных сюжетов, здесь же мы работали и над авторским музыкальным фильмом «Белые стаи». Так что для меня это – изумительное место, одно из самых любимых и притягательных. Здесь можно гулять. Молчать. Дышать необыкновенным воздухом и бесконечно удивляться, что в этом Саду не бывает двух одинаковых дней, а, возможно, даже мгновений…
Легендарная «ракушка»
Эта сцена была построена в 1936 году, так что следующим летом будем отмечать юбилей – 80 лет! Когда-то здесь пели легендарный Иван Козловский и несравненный Александр Вертинский, здесь зрители от души хохотали во время выступления Аркадия Райкина и с замиранием сердца слушали Булата Окуджаву. Потом пришло время, когда всё было разрушено, но, к счастью, на Руси всегда находятся созидатели, которые возрождают всё из пепла, поднимают, организовывают, выстраивают – в том числе и творческим, интеллектуальным трудом. И неслучайно, когда мы привезли сюда весной побродить по Саду народного артиста СССР Василия Семёновича Ланового, он надписал директору свою книгу так: «Юрию и Светлане большое спасибо за дивное времяпровождение в раю – Никитском саду». Все, кто приходят в Сад – меняются, безусловно, а если попадают ещё и на концерты… Мы просто наслаждаемся и этой красотой вокруг, и ароматами, и, главное, людьми, глаза которых светятся, душа которых – поёт.
Родина
На моей малой Родине – в Новохопёрске Воронежской области – всё ещё живо имение Фроловых, которому уже 300 лет. И где бы ни бродил я по свету, мысленно (и не только) всегда возвращаюсь к этому месту. Мой отец по специальности – инженер охраны леса, и мы постоянно ездили и бродили с ним по лесу, к рекам и озёрам. На нашей верфи корабли строили ещё при Петре I и Екатерине Великой, используя для этого дуб, а для обшивки – сосновые доски. Отец занимался в том числе и посадкой новых деревьев, и тем, что охранял лес от всякой напасти. Он создал там пожарную команду, доставал для неё радиостанции, дело поставил так, что его ставили в пример другим районам Воронежской области. Я и сам ещё пацаном участвовал в тушении пожаров, и первая публикация в газете обо мне как раз – об этом. На мотоцикл он посадил меня ещё в 1 классе, так что, едва завидев где-то дым, я уже мчался к месту ЧП – тушить очередное возгорание. Отец был бессребреником, которого уважали даже браконьеры. В него и стреляли, и с ножами кидались (один такой кортик у меня до сих пор хранится). Он был абсолютно бесстрашным, и я многому у него научился: драк старался избегать, но вот убеждать словами, ставить на своё место – это тоже надо уметь. Он бегал, ходил на лыжах, и я тоже без спорта не представляю свою жизнь. Лодку-казанку с выпуклым дном, отец, к примеру, сделал своими руками, и меня восхищало всё – и как он конопатил её, и как смолил. 12-летним пацаном я ездил с ним на лодке ловить браконьеров, резать сети.
История
Не менее яркой личностью был мой дед, добрейшей души человек. Он умер накануне полёта Гагарина в 1961 году, но я очень хорошо его запомнил, хотя в то время мне и было всего 5 лет. Позже нашёл выписки из его наградных приказов. Ветрвач, он вытаскивал лошадей с поля боя, восстанавливал их и снова запускал в строй. Прошёл всю войну, до Берлина… И 9 Мая для меня – величайший праздник. А поскольку по образованию я – историк, мне всегда интересны малоизвестные факты. И наша трагедия – в том (Я и Украину сейчас имею ввиду), что вовремя не была написана взвешенная история нашей страны хотя бы ХХ века. Столько всего перевёрнуто с ног на голову, столько скрытых фактов, имён, документов… И потому любой может всё перековеркать, переиначить, подать, как в кривом зеркале. Нужен такой учебник истории, читая который каждый сам мог бы решать, чего было больше: хорошего или плохого? Но он должен одновременно и защищать наши национальные интересы, в противном случае мы так и будем продолжать: строить и разрушать, разрушать и строить…
Наш язык
И, конечно, мне больно смотреть, когда на всероссийском конкурсе певцов подавляющее большинство участников поёт на английском… И это при том, что в России проживает 180 национальностей, этоносов и народов, а в наших школах преподаётся более 70 языков. Именно с языком связана наша идентичность. И когда мы выступаем в провинциальных городках – Тарусе, Калуге, Малоярославце – там отогреваются наши с Верой сердца: вот где сохраняется культура, там её лелеют и детей к этому привлекают. Достойным примером может стать и Фатьяновский фестиваль, где вот уже 42 года поются русские песни на русском языке. Один из его организаторов – наш друг актёр Александр Михайлов, и одно это имя – словно знак качества. Здесь всё – настоящее.
Русскому языку посвящено у меня несколько циклов. Повторял, повторяю и буду повторять:
«Я по жизни иду по отцовским следам.
И язык свой, как душу свою, не предам!
И не надо мне пальчиком сверху грозить!
Возражайте! Коль сможете мне возразить».
Вот и программа, которую мы подготовили нынче с Верой, впитала главное: 70-летие Великой Победы и возвращение Крыма в Россию, которого мы, крымчане, ждали 23 года. И когда это свершилось, нашей радости и счастью не было предела. Мы много ездим по стране, и нам очень приятно, когда россияне благодарят нас за то, что мы сумели сохранить этот дух патриотизма, состояние любви русского человека к своему Отечеству, внутреннюю потребность сделать его лучше. Мы также очень благодарны Президенту России, объявившему 2015 год Годом литературы, потому что все мы с вами – наследники удивительного, огромного, яркого, мощного, бессмертного духовного богатства – нашей литературы. И это счастье – служить русскому слову.
Август 2016
Просмотров: 3 039