Завершился Всероссийский форум молодых учёных «Компетенции для новых вызовов», который собрал на своей онлайн-площадке более 700 молодых исследователей, представителей Советов молодых учёных, ведущих экспертов из разных регионов и городов.
Двухдневная программа форума была посвящена представлению лучшего опыта работы Советов молодых учёных из разных регионов страны, проблемам и перспективам участия молодёжи в развитии научной и образовательной сфер, новым сервисам для молодых учёных, вопросам развития исследовательской среды и презентации модели компетенций в научно-исследовательской сфере.
Открывая программу первого дня Форума, Председатель Координационного совета Никита Марченков рассказал о текущих направлениях работы по поддержке молодых исследователей и вовлечению молодежи в актуальную научную повестку. Члены Координационного совета Владимир Лазарев и Александр Кононов, и руководитель проекта Science-ID Евгений Майер рассказали о новых сервисах, разрабатываемых на платформе Science-ID при экспертной поддержке Координационного совета: сервисе упрощенной коммуникации для молодых учёных «Президент, у меня идея!», проекте по созданию интерактивной карты СМУ, сервисах вакансий и мероприятий для молодых ученых.
Продолжили программу уже непосредственно сами молодые учёные – представители Советов молодых учёных из разных уголков страны, которые поделились своим опытом по организации деятельности СМУ в области научной экспертизы, организации взаимодействия с публичными институтами власти, развитию научной кооперации и наставничества в исследовательской сфере, вопросам институционализации деятельности сообществ молодых учёных. Дистанционный формат стал преимуществом, которое позволило собрать на одной площадке более 30 спикеров из всех федеральных округов, что предоставило Советам молодых учёных возможность обсудить опыт работы и обменяться идеями.
Завершением первого дня работы стала сессия вопросов-ответов, в рамках которой молодые исследователи могли задать Председателю Координационного совета насущные вопросы, которые их беспокоят, и озвучить свои предложения. Живая дискуссия, хоть и была ограничена по времени, но оказалась очень содержательной: были подняты вопросы социальной поддержки молодых учёных, организации междисциплинарных взаимодействий, роли СМУ и организации их деятельности.
Второй и заключительный день Форума был посвящён обсуждению модели компетенций в исследовательской сфере. В рамках реализации специализации «Наука» конкурса управленцев «Лидеры России» в 2020 году Координационным советом по делам молодёжи в научной и образовательной сферах совместно с Ассоциацией классических университетов России с привлечением ведущих учёных и экспертов в сфере управления наукой была разработана модель компетенций «Лидера науки», которая легла в основу оценки участников специализации «Наука». Член Координационного совета, руководитель лаборатории НОЦ «Фотоника и ИК-техника» МГТУ им. Н.Э.Баумана Владимир Лазарев в своем выступлении представил участникам разработанную модель.
Продолжила его выступление заместитель проректора МГУ имени М.В.Ломоносова, исполнительный директор Ассоциации классических университетов России Евгения Караваева, которая рассказала о предпосылках создания модели компетенции в науке, а также о необходимости дальнейшей разработки и перспективах развития модели компетенции в исследовательской сфере и её возможных практических применениях.
Создание модели компетенций в исследовательской сфере является отражением актуальной необходимости перехода к компетентностному подходу – о применении такого похода в бизнесе на примере компании BIOCAD рассказала член Координационного совета, вице-президент по управлению персоналом биотехнологической компании BIOCAD Александра Глазкова, поделившись опытом практического применения компентностного подхода в повышении эффективности управления сотрудниками компании.
Использование подобных подходов ставит вопрос и о развитии необходимых компетенций у исследователей, в том числе, посредством специальных образовательных программ, как основного, так и дополнительного образования. Об опыте создания образовательной программы, направленной на развитие компетенций, необходимых для управления в сфере науки, технологий и инноваций рассказал член Координационного совета, заместитель директора Центра статистики и мониторинга науки и инноваций НИУ ВШЭ Константин Фурсов.
Продолжая тему, и.о. проректора по персоналу и организационному развитию ТюмГУ, руководитель Центра развития компетенций Западно-Сибирского НОЦ Андрей Латышев поделился уже применяемой ими в рамках Центра развития компетенций практикой использования инструментов оценки и развития научных лидеров и проектных команд, представив реализуемые ими программы и уже полученные результаты.
Подводя итоги двухдневной работы Форума, Председатель Координационного совета Никита Марченков поблагодарил участников, организаторов и партнеров мероприятия, призвал молодых учёных быть активными и обратил внимание: «Развитие молодого исследователя именно как личности является очень важным для современной науки, поэтому столь актуальным становятся вопросы внедрения компентностного подхода и разработки модели компетенции. Но более важным является вывод о том, что если есть запрос на такое активное личное развитие исследователя, то это сигнал того, что общество всё более заинтересовано в науке и исследователях, и что наука становится сегодня важнейшим фактором социально-политического развития общества».
Форум был организован Координационным советом по делам молодёжи в научной и образовательной сферах совместно с НИТУ «МИСиС» при поддержке Минобрнауки России в партнерстве с ScienceID, Центром развития компетенций Западно-Сибирского НОЦ и АНО «Ассоциация классических университетов России».
Материалы и трансляции Форума будут доступны на сайте http://forum2020.scienceid.net и сайте Координационного совета.
Просмотров: 1 969