На зелёных зонах можно заработать. Александр Водяник
Александр Водяник, член Научно-технического совета Эколого-технологической независимой Академии (г.Ростов)
Парковая экономика – один из разделов известной экономики впечатлений. На чём конкретно может заработать парк или ботанический сад, какие существуют механизмы?
Самое любопытное, что эти механизмы были известны ещё лет 100 назад. Суть зеленой зоны состоит в том, чтобы там находились люди. Но просто находиться — это неинтересно и скучно. Там должны быть представлены возможности осуществлять деятельность, чтобы людям было интересно. Самое простое сравнение — рестораны. Вы приходите в столовую, чтобы быстро поесть — получили еду, съели и ушли. Но когда вы заходите в ресторан, вы его оцениваете не только по качеству и разнообразию пищи, но и по сервису.
У нас принято, что человек, заходящий в парк или рощу, сам себя должен обслужить и придумывать досуг. Это изначально ложный посыл и задача.
В зелёных парковых территориях выгодно развивать весь комплекс так называемого просветительского бизнеса. Что имеется в виду? Это — не лекции само собой, не аудиторные занятия. Это — ниши, которые интересны и всем хорошо известны. Вы же знаете о празднике тюльпанов в Голландии? В Ялте похожий праздник проходит в Никитском ботаническом саду. На нём зарабатывают, но при этом бизнес – абсолютно ботанический, они демонстрируют достижения своих селекционеров, ботаников, коллекции цветов. А вместе с этими выставками там проходят и фестиваль танго-фламенко и множество иных подобных событий.
То есть под цветы подтягиваются новые услуги.
Это хорошо известный в бизнесе принцип синергии, когда отдельно стоящий бизнес неэффективен, но в сочетании с другим – становится весьма интересным. Проблема одна: как вовлечь посетителя в процесс, чтобы человек дольше находился в благоприятной и интересной для него обстановке и тратил деньги.
Здесь мы вплотную подходим к вопросу функциональности зелёных зон. Если с этой точки зрения посмотреть: насколько в Краснодаре они функциональны? Например, возьмём Ботанический сад.
В Краснодаре великолепный Ботанический сад, здесь отличные коллекции растений. Всё, что там нужно и можно сделать – прописано в положении о ботанических садах в федеральном законе об особо охраняемых природных территориях. Целью ботанических садов, в первую очередь, является сбор коллекций, ведение научных работ и просветительских работ среди населения. Международным критерием качества ботанических садов в мире является количество посетителей в год. То есть чем чаще человек приходит в ботанический сад, тем сад полезней для города. Просветительская работа тянет за собой всю экономику. Упомянутый ранее Никитский ботанический сад — мощный научный центр мирового уровня, и он зарабатывает деньги просветительской работой. Наука не приносит прибыли, если она не будет внедряться. Ялтинские ботаники получают очень серьезные гранты на науку, и они занимаются мощнейшей просветительской работой и зарабатывают на этом прибыль. В Краснодаре можно повторить такую же историю.
Подробнее — http://www.rbc.ru/krasnodar/interview/31/05/2016/574d3acd9a79478b410ae4cc?from=main
Просмотров: 1 791