11.02.2022 – Международный день женщин и девочек в науке

0-валентина цюпка

Директор Никитского ботанического сада – о молодых учёных и Валентине Цюпка

Юрий Владимирович Плугатарь, директор НБС-ННЦ, чл.-корр. РАН:

«Очень заметно, как возмужала наша молодёжь за последние годы. После Крымской весны мы  все учились работать в новых условиях. Многое удалось достигнуть благодаря выигранному нами гранту Российского научного фонда, более пятидесяти сотрудников Сада были задействованы по этому соглашению. Наши учёные получили уникальную возможность максимальной реализации себя именно в науке.

Тон поначалу задавали наши замечательные именитые учёные, уважаемые доктора наук, хорошо известные в мире. Но научный огонёк надо поддерживать, нельзя давать ему погаснуть. И мы постарались создать все необходимые условия, чтобы по проторенной дороге пошла молодёжь.

Она возмужала за эти без малого восемь лет, многие наши молодые коллеги защитили диссертации, нам удалось сохранить все научные школы. И теперь уже любопытные, азартные молодые учёные, мыслящие современно, возглавляют в НБС-ННЦ более половины лабораторий, отделов и подразделений Сада. Мы решились доверить им важные звенья единой структуры – и не ошиблись.

Двое наших молодых коллег, кандидаты биологических наук Павел Хватков и Валентина Цюпка получили президентские гранты и успешно их реализуют. Это очень хороший задел. Валентина Анатольевна к тому же является председателем Совета молодых учёных. И вот что отмечу: женщины очень нужны в науке. Такие талантливые молодые учёные, как Валентина Цюпка, приходят в науку с ясным видением поставленной цели, для них это не просто работа, а призвание, миссия, главная цель которой – изменить мир к лучшему, привнести в него что-то новое и уникальное. Она прекрасно проявила себя не только как исследователь, но и как молодой руководитель в качестве заведующей лабораторией геномики растений и биоинформатики. В 2021 г. за значительные заслуги в сфере научной деятельности и многолетний добросовестный труд Валентина Цюпка награждена ведомственной наградой Министерства науки и высшего образования Российской Федерации – нагрудным знаком «Молодой учёный».

И очень важно, что лозунг Никитского сада «Через науку – в жизнь!» был и остаётся ключевым для всех нас».

Для меня наш Сад – это целая Вселенная20210521_110254

Валентина Анатольевна Цюпка, заведующая лабораторией геномики растений и биоинформатики, старший научный сотрудник, кандидат биологических наук, председатель Совета молодых учёных

Коротко – о самом важном

Никитский сад во все времена отличался высоким профессионализмом, наличием собственных научных школ, яркими и актуальными научными разработками, красотой своих парков и заповедника. Сейчас о его расцвете могут свидетельствовать созданные здесь новые научные подразделения, призванные решать современные биотехнологические, молекулярно-генетические и физиолого-биохимические вопросы: уникальная научная установка «ФИТОБИОГЕН», Центр коллективного пользования научным оборудованием «Физиолого-биохимические методы исследования растительных объектов».

Образование Центра генетических исследований мирового уровня «КУРЧАТОВСКИЙ ГЕНОМНЫЙ ЦЕНТР — НБС-ННЦ» свидетельствует о признании потенциала нашей организации в общегосударственном масштабе для проведения передовых  омиксных исследований сельскохозяйственных культур.

Для меня, как для молодого ученого, радостно отметить факт, что  сотрудники нашего учреждения проводят исследования на современном оборудовании, при этом полученные результаты имеют отечественное и международное признание.

Реконструкция и открытие для посещения парков «Монтедор» и «Парка приключений» позволяет как сотрудникам Сада, так и его гостям наслаждаться богатым растительным разнообразием, продуманным ландшафтным оформлением и роскошью пейзажей ЮБК.

Возвращение в структуру сада исторических плодовых селекционных подразделений – Севастопольской помологической станции и включение в состав учреждения станции «Маленькое» усиливает лучшие традиции южного плодоводства.

Немаловажным  фактором является популяризация научных знаний среди школьников – проведение  занятий с детками, которые находятся на сменах «Артека» и «Сириуса», что  позволяют зажечь искру научного интереса в юных пытливых умах.

Отмечу также участие Никитского ботанического сада в озеленении  города Ялты (открытие на набережной экспозиционного участка) и жизни посёлка Никита – создание новых детских площадок.

Как для мамы маленького сына, мне приятно иметь возможность познавательных, гармонизирующих прогулок по паркам Сада, важно  наличие развивающих и коммуникационных возможностей на новых ярких детских площадках посёлка.

Для меня наш Сад – это целая Вселенная, в которой кружится моя жизнь. Здесь я обрела любимое дело, наставников, друзей, любовь, семью, здесь я радуюсь успехам, ощущаю поддержку в сложных ситуациях. По дорожкам Сада сделал свои первые шаги мой сын. Здесь каждый день для меня происходит какое-нибудь открытие.

Мой научный путь

Мой научный путь в НБС  начинался в аспирантуре, где мне посчастливилось учиться у прекрасного профессионала и замечательного человека – ведущего научного сотрудника, кандидата биологических наук Татьяны Борисовны Губановой. Думаю, что очень много зависит от той огромной работы, которую проводит научный руководитель, посвящая молодёжь в возможности инструментария для получения научных знаний. Также Татьяна Борисовна –  учёный, занимающийся разработкой ряда вопросов, связанных с устойчивостью растений к абиотическим и биотическим стрессам, что является основой для селекционного отбора, предпосылкой для использования растений в садоводстве, определения интродукционного потенциала привезённых в наши условия видов, сортов и форм растений.

Позднее для меня открылся целый мир современных биотехнологий. Это захватывающее интересное знание, которое не перестает удивлять меня каждый день, та сфера, в которой я надеюсь стать настоящим профессионалом.

Хочу сказать, что все сотрудники нашего подразделения для меня –  опора, в каждом без исключения присутствуют талант, желание и возможность получать новые полезные знания. То же могу сказать и обо всех сотрудниках Сада – в каждом подразделении есть своя научная школа: учителя и преемники, все они люди-звёздочки. Такая мощная команда является заслугой  руководителя нашего учреждения – чл.-корр. РАН,  доктора сельскохозяйственных наук Юрия Владимировича Плугатаря, от которого все мы, словно лучи-импульсы, получаем поддержку и возможность развития своего потенциала.

О нашей лаборатории

Лаборатория геномики растений и биоинформатики была создана в январе 2019 года на базе сектора отдела биологии развития растений, биотехнологии и биобезопасности. Выполнение мега гранта РНФ в период 2014-2018 гг. стало заделом для создания научных капсул УНУ «ФИТОБИОГЕН», одной из которых является наша лаборатория.

Для меня это – передовой рубеж науки, и я благодарна за возможность работать здесь и за  доверие, оказанное мне при передаче под мою ответственность молодой лаборатории. На сегодняшний день в нашем штате трудятся семь  сотрудников, трое из которых кандидаты наук, четыре –  относятся к категории «молодой учёный» (до 35 лет). И я надеюсь, что к нам будут присоединяться новые талантливые учёные для  проведения всех необходимых для НБС молекулярно-генетических исследований, а также разработки новых перспективных направлений.

Наша лаборатория оснащена всеми необходимыми приборами для выделения нуклеиновых кислот, амплификации целевых фрагментов и их детекции. Для проведения биоинформационных работ используются как вычислительные мощности имеющегося в нашей лаборатории вычислительного кластера, так и мощности дружественных нам учреждений – Института южных морей (Севастополь), Института цитологии и генетики (Новосибирск) и Курчатовского научного центра (Москва).

О банке ДНК растений, актуальных задачах и работе по грантам

Первоначальным этапом для выполнения работ по изучению геномов растений является выделение ДНК. Многие учёные указывают на сложности экстрагирования нуклеиновых кислот у растений, так как в их  тканях накапливается значительное количество вторичных метаболитов. Поэтому в первую очередь  мы провели оптимизацию протоколов получения высококачественных образцов ДНК из ряда эфиромасличных растений.

За первый год работы лаборатории было получено 152 образца ДНК видов и сортов, принадлежащих к семействам Lamiaceae, Rosaceae, Moraceae, Apiaceae, Asteraceae, Scrophulariaceae, Caryophyllaceae и Ranunculaceae. Сейчас в банке ДНК более 2500 образцов.

Лаборатория решает вопросы генотипирования растений, в частности, паспортизации сортов коллекций НБС; полногеномного анализа (секвенирования и de novo сборки геномов); подбора маркеров для маркер-опосредованной селекции и проведения исследования транскриптомов единичных клеток.

Сотрудники лаборатории задействованы в выполнении трёх научных проектов:

*Проект РНФ № 19-16-00091 «Фундаментальные основы создания толерантных к основным вирусным патогенам сортов персика и абрикоса с применением современных методов селекции, биотехнологии, геномики и криотерапии» (2019-2021 гг.) (под руководством И.В. Митрофановой);

*Проект Министерства науки и высшего образования РФ № 075-15-2019-1670 Центр генетических исследований мирового уровня  (2019-2027) (под руководством И.В. Митрофановой).

*Проект РНФ № 19-76-00023 «Использование современных биотехнологий и молекулярно-генетических методов в оценке и улучшении хозяйственно-ценных признаков Lavandula angustifolia Mill.» (2019-2021)) (под моим  руководством);

О последнем я рассажу подробнее.

Основная цель этого проекта  – оптимизация протокола клонального микроразмножения, получение сортов и перспективных селекционных форм лаванды, их геномная идентификация и изучение профилей экспрессии генов при действии абиотического стресса.

Благодаря реализации данного проекта для производственного культивирования на Юге России  отобраны высокопродуктивные, устойчивые и декоративные сорта лаванды узколистной. В этом элитном списке – сорта селекции Никитского ботанического сада («Прима», «Рекорд», «Белянка») и сорт селекции НИИ сельского хозяйства Крыма «Синева». Наиболее  высокий адаптационный потенциал во время исследований выявлен у сортов «Прима» и «Рекорд».

В результате у нас открываются принципиально новые возможности для фундаментальных и прикладных исследований. Готовы практические рекомендации для внедрения в производство протокола микроклонального размножения и адаптации изученных сортов лаванды для культивирования ex vitro.

Полученные результаты обобщены в 11 опубликованных статьях и тезисах (5 из которых индексируются в базах Web of Science, Scopus) и доложены на 8 научных и научно-практических международных и всероссийских конференциях.

В Совете молодых учёных

Руководителем СМУ я стала недавно, с декабря 2019 года. Совет объединяет 46 молодых учёных, 18 из которых –  кандидаты наук.

За это время прошли семинары-встречи с некоторыми ведущими специалистами нашего учреждения (в связи с пандемией было проведено их не так много, как хотелось); семинары, посвящённые грантам, правительственным премиям и стипендиям, актуальным конкурсам и стажировкам. Инициировано проведение  конкурса публикаций молодых учёных (в 2020 и 2021 гг.). Ведётся работа по их участию в обеспечении  жильём (формирование необходимых документов) в рамках госпрограммы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Жилищный вопрос, по-моему, самый острый, он стоит перед каждым молодым сотрудником и его семьёй. Я и сама 15 лет прожила в общежитиях (сначала в студенческом, затем – в общежитии для аспирантов). И открывшаяся возможность получить собственное жильё благодаря упомянутой программе стала большой радостью. Это было бы невозможно без ходатайства перед Министерством науки и высшего образования нашего директора, Юрия Владимировича Плугатаря. Огромное ему спасибо!  А 10 февраля 2022 г. стало известно, что продолжение – следует. Жилищный сертификат получила Елена Чичканова, научный сотрудник лаборатории дендрологии, парковедения и ландшафтной архитектуры, кандидат биологических наук,  куратор коллекции кактусов и суккулентов, организатор работы Делектуса НБС.

И мы очень надеемся, что уже в этом году жилищные сертификаты смогут получить ещё пять  молодых учёных Никитского сада!

В НБС перед молодыми кадрами открывается возможность профессионального роста от аспиранта до специалиста высшей категории. Было бы желание – дорога молодым учёным открыта! Само по себе проведение исследований в научных школах нашего учреждения – большое счастье для молодёжи, блестящая возможность для становления, совершенствования и получения научного и научно-практического результата.

Одной из основных оценок эффективности работы учёного являются опубликованные им научные результаты. На уровень статей более всего обращают внимание научные фонды и правительственные конкурсы. В связи с этим, для мотивации профессионального роста и развития, администрация НБС с 2020 г.  проводит конкурс научных публикаций среди молодых учёных. В 2021 г. в конкурсе принял участие 21 сотрудник,  десять из них получили ощутимое финансовое поощрение.

В заключение подумалось вот о чём: нам очень повезло с работой в Саду: мы оказались в удивительном месте в очень интересное, непростое, динамичное время. При должном желании и упорстве всё становится возможным. И это даёт уверенность в завтрашнем дне.

1Валентина Цюпка с коллегами- кандидатами биологических наук: Оксаной Гребенниковой,  и Асаном Эмирсалиевым2-а